Российские власти задумались о регулировании рынка виртуальных игровых предметов

Российские власти всё больше внимания обращают на рынок видеоигр, рассматривая его не только с точки зрения регулирования контента, но и как экономический субъект. Помимо прочего, власти заинтересовались сферой торговли внутриигровыми предметами, которая в глобальных масштабах оценивается в $4 млрд, а в России — в $450 млн. Регуляторы обеспокоены тем, что торговля виртуальными предмета не облагается налогами, а также может использоваться для отмывания денег и финансирования терроризма.

Внутриигровые предметы предназначены для повышения интереса пользователей и имеют разное назначение, например, расходные материалы, а также дающие преимущества или визуальные отличия элементы. Получить их можно разными способами, наиболее очевидным из которых является покупка у разработчиков за виртуальную валюту, которая может добываться в игре или приобретаться за реальные деньги. Этот рынок считается белым, поскольку продажи носят официальный статус. Кроме этого, игровые предметы можно приобрести через сервисы цифровой дистрибуции игр, такие как Steam. Однако в случае со Steam нельзя вывести полученные за продажу виртуальных предметов деньги с аккаунта и пользователям придётся тратить их внутри экосистемы.

Источник изображения: Коммерсантъ

Источник изображения: Коммерсантъ

Ещё один вариант перепродажи внутриигровых предметов предполагает использование специальных площадок, которые интегрируются со Steam по API. Некоторые из них позволяют выводить деньги, а крупнейшей подобной платформой считается китайская Buff Market, пользователи которой ежедневно совершают сделок на $5 млн. Кроме того, геймеры могут реализовывать виртуальные предметы через тематические форумы. Такие сделки считаются рискованными, поскольку между сторонами нет посредника: продавец в игре дарит предмет покупателю, а тот передаёт ему деньги через какой-либо сервис или офлайн.

Стоимость игровых предметов напрямую зависит от их редкости. На цену также могут влиять разные внутриигровые события и общее количество таких предметов на рынке. По подсчётам SberGames, на первичном рынке России больше всего покупок совершается в CS:GO, Dota2 и World of Tanks. Точный объём вторичного рынка эксперты оценить не берутся. Отмечается, что интерес российских геймеров к покупке артефактов из игр растёт, за счёт чего в прошлом году оборот платежей интернет-площадок, продающих внутриигровые предметы, вырос на 85 %, а количество покупок — на 58 %. При этом количество активных покупателей увеличилось на 127 %, а средний чек — на 17 % (до 721 рубля).    

В ЦБ РФ отказались рассматривать игровые предметы как инструмент инвестиций, но регуляторы в разных странах мира уже давно предпринимают попытки ограничить оборот артефактов и виртуальных денег в играх. В 2019 году в GTA V появилось виртуальное казино, позволяющее тратить игровую валюту, которую можно покупать за реальные деньги. Позднее казино было запрещено во Вьетнаме, Венесуэле, Ираке, Аргентине и ряде других стран по требованию регуляторов.

Источник изображения: Коммерсантъ

Источник изображения: Коммерсантъ

В России длительное время единственным требованием к игровой продукции была возрастная маркировка, но в последнее время власти стали уделять больше внимания этому сегменту. «Оборот внутриигровых предметов — полноценный рынок, несмотря на то, что многие платформы запрещают продажу артефактов за реальные деньги, ограничения легко обходятся через P2P-платежи и криптовалюты», — считает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. Он также отметил, что незаконные действия в игровой среде ничем не отличаются от таковых на других рынках. По его мнению, проблема состоит в том, что связанные с оборотом игровых валют и артефактов операции не контролируются и не отслеживаются в соответствии с общими правилами борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Вместе с этим, для властей также актуальным является вопрос получения налогов. «Формально получение денег от перепродажи игровых товаров может считаться доходом, подлежащим налогообложению, но в законодательстве и правоприменении ещё не сложился единый подход к признанию таких объектов имуществом», — пояснил господин Едидин, добавив, что регуляторы заинтересованы в «закрытии этого пробела».