История бренда: Huawei


В мире существует множество брендов, которые у всех на слуху, но не все знают подробности их истории. Тем временем эта история часто бывает очень интересной и необычной. Мы расскажем те истории, которые вы, возможно, не знали. Начнем с компании Huawei.

Основание компании

Компания была основана в 1987 году в городе Шэньчжэнь, и на момент создания ее уставной капитал составлял всего 20 000 юаней. Забегая вперед, скажу, что чистая прибыль компании в 2014 году составила 34 миллиарда юаней, или 5,5 миллиардов долларов. Основателем Huawei был бывший офицер, заместитель главы инженерного корпуса китайской Народно-освободительной армии Рэн Жэнфэй.

Название компании Huawei состоит из двух частей и имеет несколько многозначный смысл. «Hua» переводится как «отличный», или “великолепный”, но в последнее время все чаще встречается перевод, означающий “Китай”, или “этнический китаец”. «Wei» — “приведшее к чему-то действие”, или «достижение». Таким образом, получаем что-то вроде «великое действие» или «китайское достижение». Правда, некоторые источники уверяют, что название компании было придумано самим Реном и ничего не означает, а просто является сочетанием звуков, которое ему понравилось.

Целью создания собственной компании для Жэнфэя была разработка китайских телекоммуникационных технологий, которые пришли бы на смену импортным, доля которых на тот момент в Китае составляла 100%. Собственно, к этому в 80-е годы прошлого века стремилось все китайское правительство. Позднее компания расширила свой бизнес производством потребительской электроники, а также оказанием сервисных и консалтинговых услуг.

Сразу начать торговать собственным оборудованием было невозможно, так как для этого требуется немалый стартовый капитал, которого у Жэнфэя не было. Поэтому компания на раннем этапе своего развития занималась перепродажей оборудования, закупленного в Гонконге, а вырученные средства направляла на собственные исследования и разработки. Впоследствии с перепродажей было покончено и компания начала торговать уже собственным оборудованием. Так, в 1990 году у компании был собственный исследовательский центр, в котором трудились около 500 сотрудников.

Развитие компании

Первым серьезным успехом компании можно назвать выпуск в 1993 году первого программно контролируемого коммутатора С&С08, который не мог не привлечь к себе внимание, так как являлся на тот момент самым мощным в Китае. Выпуск С&С08 помог компании получить очень выгодный договор на развертывание телефонной сети. В итоге, после начала поставок этого оборудования в мелкие китайские города и сельские районы, ни у кого не осталось сомнений, что Huawei пришла в этот бизнес всерьез и надолго.

Также Huawei получила ключевой контракт на создание первой национальной телекоммуникационной сети для китайской Народно-освободительной армии. Один из сотрудников тогда описал это следующими словами.

«Это не много с точки зрения нашего бизнеса в целом, но очень много с точки зрения наших отношений.»

Это произошло после встречи основателя компании с Генеральным секретарем партии Цзян Цзэминем, на которой он сказал, что государство без собственных наработок в сфере телекоммуникаций — это то же самое, что государство без вооруженных сил. Видимо, этим он и убедил руководство страны.

Следующая поворотная точка была в 1996 году, когда правительство Китая ограничило доступ иностранных поставщиков на свой рынок, чем только способствовало развитию компании. В итоге и правительство, и армия признали компанию лидером рынка, что способствовало увеличению оборотов и открытию дополнительных исследовательских центров.

1997 год можно считать годом начала международной деятельности Huawei. Именно тогда она получила первый международный контракт. Позже в этом году компания запустила продажу GSM-оборудования, а впоследствии также CDMA и UMTS.

Период с 1998 по 2003 год был для Huawei переменным, компания претерпела значительные изменения в организационной структуре, произошедшие благодаря заключению соглашения с IBM на оказание консалтинговых услуг.

В 1999 году компания открыла первый исследовательские центр за пределами Китая в индийском городе Бангалор, который должен был заниматься развитием и разработкой телекоммуникационного программного обеспечения.

В 2000 году Huawei значительно нарастила темпы выхода на иностранные рынки. По итогам года доходы компании от внешнеэкономической деятельности составляли уже 100 миллионов долларов США. Также открылся еще один ее исследовательский центр. На этот раз уже в Европе, в городе Стокгольм, Швеция.

Дальше экспансия только ускоряется. В 2001 году открывается целых четыре исследовательских центра в США. Huawei продает свою дочернюю компанию Avansys за 750 миллионов долларов, покупателем которой стала Ericsson. В этом же году Huawei входит в международный телекоммуникационный союз и зарабатывает на иностранных рынках 552 миллиона долларов.

В 2004 году компания занимается созданием сети третьего поколения для голландского оператора Telfort. Стоимость контракта составляла 25 миллионов долларов.

В 2005 году, впервые в истории компании, доходы на иностранных рынках превысили аналогичный показатель на внутреннем рынке. Huawei подписывает соглашение с Vodafone, что делает ее первой китайской компанией, получившей одобрение Vodafone Global Supply. Также был подписан контракт в British Telecom на развертывание сети мультисервисного доступа и оборудования для передачи данных для телекоммуникационной отрасли Великобритании, а также поддержка дальнейшего развития инфраструктуры.

В 2008 году Huawei совместно c Optus открыла инновационный центр в Сиднее, Австралия. А также приступила к крупному проекту по созданию сетей нового поколения с высокоскоростным мобильным доступом на американском рынке для Telus и Bell Canada.

В июле 2010 года Huawei удостоилась места в рейтинге Global Fortune 500. В этот рейтинг попадают компании с крупнейшими в мире доходами. Рейтинг публикуется журналом Fortune. Попасть в рейтинг Huawei позволили объем продаж, составивший 22,9 миллиарда долларов, и чистая прибыль, достигшая отметки 2,76 миллиарда долларов. Также сообщалось, что компания планирует вложить не только 500 миллионов долларов в организацию производства телекоммуникационного оборудования в городе Тамилнад, Индия, но и 100 миллионов в развитие своего исследовательского центра в Бангалоре, Индия.

В октябре 2012 года Huawei объявила о переносе своей штаб-квартиры в Великобританию, город Рединг, графство Беркшир, в октябре 2013 года было объявлено о подписании соглашения с датским оператором связи TDC на модернизацию сетей сотовой связи и их поддержку. Соглашение подписано сроком на шесть лет, а его стоимость составляет более 700 миллионов долларов. В этом же году известное издание The Economist называет компанию Huawei крупнейшим продавцом телекоммуникационного оборудования в мире.

Как уже было сказано, с конца девяностых годов прошлого века Huawei только росла, а в число ее партнеров входили многие мировые компании, среди которых Siemens, Nokia, Motorola, Telecom. Со многими из них Huawei создавала совместные предприятия и, как следствие, владеет пакетами акций не только в самих совместных предприятиях, но и в части компаний-партнеров.

Потребительская электроника

История телефонов Huawei началась в 2003 году, когда руководством компании было принято решение о создании отдельного подразделения Huawei Device. Основным направлением деятельности подразделения было производство потребительской электроники. В частности мобильных телефонов. Спустя год свет увидел первый телефон под брендом Huawei, который работал в формате WCDMA. Спустя непродолжительное время, в 2005 году, выходит “раскладушка” Huawei U626, которая поддерживала формат 3G. Huawei U626 получил награду Charlton Media Group как лучший телефон формата 3G. Солидная награда, учитывая недавнее появление телефонов Huawei как таковых.

Спустя четыре года, в 2009 году, под брендом Huawei выходит первый смартфон на Android. Он назывался Huawei U8230, имел 3,5-дюймовый сенсорный дисплей, камеру 3,2 Мп и получал обновления Android от версии 1.5 до 2.1. Для продвижения модели на рынке в качестве партнера был выбран оператор T-Mobile, с которым компанию связывали давние партнерские отношения.

Естественно, такая крупная и технологичная компания не могла пройти мимо набирающего популярность рынка планшетных компьютеров. В 2011 году на выставке CommunicAsia был представлен первый планшет компании, получивший название MediaPad. Он был оснащен процессором Snapdragon S3 с частотой 1,2 ГГц и одним гигабайтом оперативной памяти. Работал MediaPad под управлением Android 3,2, но в 2012 году получил обновление до четвертой версии. По итогам 2012 года выручка от реализации потребительской электроники Huawei составила 9 миллиардов долларов.

Благодаря таким темпам роста, Huawei поднялась на третье место в мире по количеству отгруженных продавцам смартфонов, уступая только бесспорным лидерам Apple и Samsung. Однако по итогам 2014 года активизировавшиеся LG и Xiaomi смогли потеснить Huawei на пятое место этого рейтинга.

Бренд Honor

В 2014 году руководство Huawei принимает решение о создании отдельного бренда Honor. Название в переводе с английского означает “Честь”. Основной аудиторией бренда является молодая и современная аудитория. Аудиторией и обусловлен выбор способа распространения и продвижения продуктов. Продвижение в основном идет через Интернет, социальные сети и популярные у молодых людей мероприятия.

Первым устройством, выпущенным под брендом Honor, стал смартфон Honor 6, представленный в июне 2014 года. Он был оснащен пятидюймовый IPS FullHD-дисплеем, 3 ГБ оперативки, камерами на 13 Мп и 5 Мп и работал под управлением четырехъядерного Cortex-A15.

Уже в первый год бренд Honor принес Huawei почти 2,5 миллиарда долларов дохода. С тех пор показатель только растет.

Скандалы

Конечно, в истории компании не обошлось и без скандалов. Так, например, в 2004 году компания Cisco подала иск, ответчиками по которому была Huawei. В исковом заявлении не просто утверждалось, но и были приведены доказательства, что документация к маршрутизаторам Quidway скопирована с исходников, принадлежащих Cisco. В итоге дело было закрыто после того, как стороны договорились в досудебном порядке.

В 2004 году охрана выставки SuperComm поймала сотрудника Huawei Чжу Ибиня, когда тот после закрытия выставки разобрал оборудование конкурентов и фотографировал его. Стоит отметить, что на выставке он был зарегистрирован как сотрудник компании Weihua.

В обоих случаях компания признала свою неправоту и принесла извинения за действия своих сотрудников, но, как говорится, “осадочек-то остался”.

К скандалам можно отнести также заявление американских спецслужб о том, что электроника Huawei не отвечает стандартам безопасности и является уязвимой со шпионской точки зрения. Заявление было сделано из-за опасений по поводу связи компании с народно-освободительной армией Китая.

Заключение

История компании продолжается, и, несомненно, ее ждут новые и новые высоты. Хотя уже сейчас Huawei обогнала признанного лидера рынка Ericsson и стала крупнейшей в мире компанией занимающейся телекоммуникациями, а также обслуживает 45 из 50 крупнейших операторов связи в мире. Таким образом, Huawei за 30 лет своего существования уже показала миру, что и в наше время можно практически с нуля выстроить компанию, которая сможет занять не просто достойное место в своей нише, но и достойное место в мировой индустрии, если вложить в свое дело самоотдачу, силы и желание что-то сделать. Хотя азиатам в этом плане проще, у них подобные вещи в крови, а работать они могут и любят. Есть, конечно, и множество других факторов, но все равно не каждый руководитель компании пойдет таким путем и станет не просто довольствоваться теми неплохими доходами, которые он имеет от перепродажи чужого оборудования, а будет львиную долю прибыли вкладывать в разработки своего продукта, который, может, еще и не нужен окажется никому. Рэн Жэнфэй рискнул и, как оказалось, не зря.

На этом заканчивается рассказ о компании Huawei. Тем не менее ее история продолжается, а это значит, что мы еще не раз прочитаем о ней на страницах AndroidInsider.ru.

В нашем же цикле программ про историю брендов скоро выйдет еще не одно видео, в котором мы расскажем про другие компании, про то, как они начинали, чего добились на сегодняшний день и как проделали этот путь.